Формирование Древнерусского государства.

Работа с документами

Источник 1.

    «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли они за море, к варягам, к Руси, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти назывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел властью один Рюрик…»

Вопросы к документу:

  1. 1.      Почему возникла необходимость в княжеской власти?
  2. 2.      Почему славяне обратились именно к варягам? Как складывались отношения между славянами и варягами в то время?
  3. 3.      Можно ли считать варягов создателями Древнерусского государства? Почему?

 

Источник 2.

   «В год 6370 (862). …и над… всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим и платим дань их потомкам, хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

Вопросы к документу:

  1. Кому платили дань поляне до прихода Аскольда и Дира?
  2. Как летописец определил этническую принадлежность легендарных основателей Киева – Кия, Щека и Хорива?
  3. Можно ли считать их первыми русскими князьями?

 

Разработка урока «Формирование Древнерусского государства».   6 класс

Составитель: Шварц Е.В. учитель истории и обществознания МОУ "Костыгинская СОШ."

 

Цель: 1. Показать процесс формирования государства у восточных славян.

           2. Выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания Древнерусского государства.

           3. Ознакомить учащихся с внутренней организацией Древнерусского государства.

           4. Развивать умение работать с исторической картой, источниками.

           5. Воспитывать уважение к прошлому своей Родины.

Основные понятия: государство, полюдье, князь, конунг.

Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю.

                               882 – образование Древнерусского государства

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока

  1. I.                   Организационный момент.

- Посмотри на соседа, улыбнись ему. Положительно настройся на урок.

II.        Проверка домашнего задания

Проверочное тестирование. Взаимопроверка в парах.

  1. III.             Изучение нового материала

План

  1. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства
  2. Варяги в Восточной Европе.
  3. Образование государственных центров.
  4. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.

 

Эпиграф урока  Слава нашей стороне!

                            Слава русской старине!

                           А преданья старины

                          Забывать мы не должны!

                                            Н.П. Кончаловский.

1.  ? Где начало всех начал русской истории?

- Это вопрос всех вопросов и важная проблема, над решением которой работали самые лучшие умы исторической науки. И к решению этой проблемы мы также приступаем сегодня на уроке, - познакомимся с процессом формирования Древнерусского государства.

Работа над термином «государство» (с.19 учебник)

- Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все народы в своей истории.

      ? Вспомните, каким общественным строем жили народы на заре своей истории?      (Родоплеменной строй)

      - С разложением родоплеменного строя начинается процесс формирования государства

     Рассказ учителя. По ходу рассказа учащиеся на рабочих листах выделяют предпосылки и причины образования Древнерусского государства. (Можно на рабочем листе выделить предпосылки заранее, учащиеся тогда должны их расположить в определенной последовательности по значимости).

1) В IX в. активную роль в жизни восточных славян стала играть торговля. Путь «из варяг в греки»: Балтийское море - р.Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – озеро Ильмень – р. Ловать – волоком до притоков Днепра – р. Днепр – Черное море. Конечный путь – богатая Византия. (Работа с картой)

     Появились люди, главным занятием которых стала торговля, - купцы.

2) С развитием торговли возникли специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники – мед. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч – у радимичей, Новгород – у ильменских славян

3) В города переселились ремесленники.

4) Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов – степных кочевников.

5) Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник – князь.

6) Города становились центрами торговли; зашиты от внешних врагов.

7) В городах собирались люди из разных мест, племен, поэтому:

- в городе нельзя было жить по племенным традициям;

- постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения;

- право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям;

- города подчинили себе близлежащие территории.

   Возникли местные княжения, т.е. территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских словен.

Причиной создания Древнерусского государства явилась общая военная угроза.

   У восточнославянских племен были опасные соседи:

на юге: низовья Волги занимал Хазарский каганат, ему подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи;

на севере: набеги совершали варяги – «северные люди» Скандинавского полуострова, Дании, Северной Германии. Северные славянские и финно-угорские племена, славяне новгородские, кривичи, чудь, меря были подчинены варягам и обложены данью.

Проверка

 

2. Работа по учебнику. Учащиеся готовят ответы на вопросы.

1. Дайте определение, кто такие норманны, варяги?

2. При каких обстоятельствах они появились на территории славянских племен?

3. Покажите на карте территорию, где появились варяги.

4. Кого стали называть руссами?

5. Как называли варяжских вождей?

6. С какой целью славянские племена стали приглашать к себе варяжских князей?

 

3. Работа с историческими источниками.

Вопросы к 1 источнику

  1. 1.      Почему возникла необходимость в княжеской власти?
  2. 2.      Почему славяне обратились именно к варягам?
  3. 3.      Как складывались отношения между славянами и варягами в то время?
  4. 4.      Можно ли считать варягов создателями Древнерусского государства? Почему?

Вопросы ко 2 источнику

  1. Кому платили дань поляне до прихода Аскольда и Дира?
  2. Как летописец определил этническую принадлежность легендарных основателей Киева – Кия, Щека и Хорива?
  3. Можно ли считать их первыми русскими князьями?

 

  1. Рассказ учителя. Работа со схемой «Организация Древнерусского государства»

   Разбор понятия «полюдье»

Работа с картиной К.В. Лебедева «Полюдье»

? 1. Что отдавали в качестве дани? (заполнение схемы в рабочем листе)

  2. Какова роль князя при обходе подвластных ему земель?

 

Вывод: К концу IX в. на землях восточных славян сложилось государство, получившее название «Русь». Оно появилось как закономерный результат изменений, произошедших во внутренней жизни восточнославянских племен и было ускорено внешним фактором – набегами варягов, хазар. В Древнерусском государстве сохранились элементы родоплеменного управления.

? Откуда произошло название государства «Русь»?

Русь – Гардарик, городов гряда, -

Так со шведского переводили,

Чепуху при этом городили,

Зря притягивали города.

Потому я утверждать берусь,

Что потуги лженауки жалки,

А загадочное слово Русь

Происходит от речной русалки.

  1. IV.             Закрепление
    1. Назовите предпосылки и причины образования государства у славян.
    2. Покажите на карте города, ставшие государственными центрами, объединявшие вокруг себя земли славянских племен.
    3. Назовите основные даты урока
    4. Назовите основные понятия уроки и их значение

 

   

 

 

  1. V.                Рефлексия.
  2. VI.             Подведение итогов урока, выставление оценок.
  3. VII.          Домашнее задание
  4. параграф 3. вопросы с.27.
  5. ответить на вопросы к документу с.28.
  6. мини-сочинение «Почему первые русские князья были иностранцами»

или найти разные точки зрения на происхождение названия «Русь».

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz